Как мы тестировали палатку и тушенку
Jun. 25th, 2018 12:14 pm
Готовясь к суровому и дальнему походу я решил купить новую палатку. Не то, чтоб у меня не было палатки вовсе, но прошлая была куплена аж в далеком 2003 году, аккурат к эпическому походу на Муй, который поменял так много судеб, и создал так много предпосылок, что отзвуки тех событий долетают до нас до сих пор. Но не будем о грустном.
Палатка, которая была куплена в 2003-ем - детище фирмы Quechua, стоила в Декатлоне где-то 100 с лишним евро. Да-да, не удивляйтесь, в тогдашнем Декатлоне (о котором в России не было ни слуху не духу) еще можно было купить приличные палатки. Она служила мне верой и правдой все 15 лет, да и сейчас годится для кемпинга, но вот проклейка швов уже давно отклеилась, да и PU пропитка держит дождь не так хорошо. К остальному претензий по-прежнему нет. Внутренняя палатка цела, пол и каркас в норме. Каркас кстати отличный, когда на Муе же в далеком 2005-м году в не менее (а может и более эпичном походе) у Мишиного Normal-а погнуло сильным ветром каркас и он протек, моя палатка выстояла без потерь.
Итак, основным требованием к новой палатке был разумный вес (<4 кг.) вместимость в 3-4 человека, и тамбур, в котором можно было бы готовить еду. Такой тамбур был и у старой Quechua (конструкции "купол"), но ту модель, как и все хорошее, уже давно сняли с производства. Теперь в Декатлоне доминируют палатки из проволоки типа "поставь за 5 секунд", так что шансов приобрести реинкарнацию моей палатки не было. Я обратился к мировой практике палатко-строения, и обнаружил, что уже лет 10 как в моде силикон, а последние 5 лет он и вовсе пошел в массы, так, что даже Зена (королева воинов) склонилась к силикону вместо PU.
Спору нет, силикон хорош. Приятен на ощупь, легок, не портится на солнце, не течет, и имеет большую прочность на раздир (что может быть актуально). Это позволяет шить тенты из практически невесомой ткани плотностью 20D, которая скорее похожа на марлю, чем на нормальную ткань. Но у силикона есть и недостатки, главный из которых - цена. А с деньгами было как раз не очень, и выложить 500 евро как-то не улыбалось. Но тем не менее я решил твердо - следующая моя палатка будет силиконовой (если не изобретут еще чего интересного, или палатки из Dyneema не пофиксят свои проблемы). Ну а пока... Пока оставался родной полиуретан. Не буду тут долго рассуждать о муках выбора. Просто скажу, что выбор пал на полубочку Vaude. Сам я никогда не владел полубочкой, хотя спать в них доводилось. Так что я хотел попробовать что к чему.
Чтобы оценить влаго- и ветрозащиту палатки мы с Ромой решили сходить в горы. Ну, и заодно походить по снегу и проверить текущую Ромину форму. Я подождал пока прогноз пообещает достаточно плохую погоду (ветер, дощщь) и мы двинулись. Маршрут был в каком-то смысле традиционным. За раз пройти два дневных перехода, форсировать границу и оказаться на итальянской стороне, в приюте Pagari. Поспать там ночь, и вернуться в родную Францию. Мы даже заказали ледоруп (для Ромы), но он пришел уже после нашего отъезда в пятницу утром.
Вообще, выезжать в будний день всегда чревато боком. В будни больше машин, да и дорожные рабочие вместо того, чтобы наслаждаться заслуженным отдыхом берут в руки лопаты и отбойные молотки и хреначат. Попутно перекрывая дороги. Так вышло и на этот раз. Подъехав к слиянию Var и Vesubie, мы обнаружили, что дорога закрыта на ремонт. И ждать надо еще 40 минут. Я прикинул по карте сколько времени и дизеля займет объезд, и решил, что уж лучше подождать. Мы с Ромой погуляли вокруг, попробовали воду в Vesubie (воды до фига, и она очень холодная, так что сплавляться без гидры пока рано), поговорили с Аничкой... И, дорогу открыли по расписанию. Так что задержка вышла не слишком уж трагической, оставляя нам шанс при должной расторопности дойти до приюта по свету. Ведь солнце в июне садится ой как не рано.

Итак, в 13:20 мы уже вышли со стоянки в St. Grat. Снега на 1700 не было вовсе, да и пейзаж разительно отличался от апрельского (когда я ходил отсюда же на скитуре). Половину пути по расстоянию и 2/3 по высоте до refuge de Nice мы прошли в кроссовках, почти не встречая снега. А вот потом началось снежное поле. Тут мы сменили кроссовки на ботинки. Вокруг наст так и сновала жывность.


Мармоты, лисицы, шамуаксы и прочие козлы оглашали долину своими криками и радостно линяли. Короче - большой контраст по сравнению с апрелем, когда из животных я встретил только особей homo. Мы сделали много интересных кадров, особенно повеселили козлы, которые добывали соль из плотины. Чтобы облегчить им жызнь я высыпал половину нашей банки соли вниз. Соль рассыпалась по бетону тонким слоем, так что лизать ее стало можно где угодно.

Часам к четырем мы достигли озера. Оно все еще частично было подо льдом, но все же большие площади открытой воды имелись. При желании (которое не возникло) можно было даже искупаться. Обойдя озеро (опять по снегу) мы дошли до приюта. Здесь решено было съесть вторую часть наших бутербродов (первую мы уже сточили раньше).

Тут предстоял довольно резкий подъем к озерам, за которыми уже рукой подать было до перевала. У меня был резервный план, суть которого в том, что если мы не успеем перевалить или вдруг это окажется слишком опасной затеей, мы можем переночевать и на озерах. Преодолев взлет после обеда, мы опять вышли к снежным полям. Причем стало ясно, что на этот раз, снег уже не кончится до самого перевала.

Нужно понимать еще и то, что летний пейзаж сильно разнится с зимним. К счастью, я был тут много раз, и мы достаточно уверенно взяли верный курс на озера. Озера эти небольшие, и расположены где-то на высоте 2550 метров. Т.е. от refuge De Nice нужно набрать еще ~300 метров. Часам к шести мы были у озер. Все было отлично, но вот ночевать тут совсем не хотелось. Снега было чуть больше чем дофига.

Конечно, можно было разровнять площадку на скальных выходах, но особой тяги к строительным работам мы не испытывали, и решили все же идти до Pagari. Благо погода способствовала, да и времени до темноты оставалось еще целых 3 часа. Мы подошли к перевалу чуть иначе, чем ходят летом, тупо траверсируя снежный склон по левому борту долины. Начав подъем сразу за озерами, мы довольно быстро достигли определяющей части перевала. Конечно, тут было достаточно круто, градусов 30-40. Чтобы облегчить жизнь Роме я отдал ему палки, а сам достал ледоруб. Особых шансов улететь донизу тут не было, но прокатиться на попинсе метров 10-15 - вполне.

Медленно и печально, как улитки по склону Фудзи мы карабкались вверьх. Двадцать двойных шагов, отдых, снова двадцать двойных. В самом крутом месте я даже сбился на 15. Аэробная форма как всегда была ни к черту. Но так или иначе, мы лезли на перевал. Склон был заснежен неравномерно. Кое-где имелись вытаявшие камни, но в целом снега было не меньше метра.

Лавинной опасности уже не было, но визуально было достаточно страшно. Зимой я бы не полез тут вверх. Наконец, часам к восьми мы вышли на перевал. Тут было туманно и пасмурно. Италия потихоньку рендерилась, и через несколько минут мы наконец смогли увидеть ее очертания. Чтобы не путаться в скалах, мы решили спуститься вниз непосредственно по снегу. Обычно сделать это не представляется возможным, но сейчас снегу было более чем достаточно. Будь у меня лыжи, я бы легко съехал и на них нигде не задев камни.

В любом случае, вниз - не вверх, и за полчаса я планировал оказаться у хижины. Мы надели фонарики, чтобы было удобнее скакать по снегу и пошли вниз. Снег порой был крутоват, но особых проблем не возникало. Примерно через пол часа, спустившись под северную стену Cima Maledia и заложив небольшой траверс мы вышли к приюту.

Итого, с учетом всех остановок и перекусов наш подход занял 7 часов. Не быстро, но что делать. Мы постучались в приют, и поздоровались с Andrea. Они с женой как раз обустраивали его к приходу посетителей. Обеденная зала была заставлена коробками, ничего еще не было разобрано. Формально сезон начинался только завтра. Впрочем, ночевать в приюте и даже ужинать там мы не планировали. Мы спросили, можно ли поставить палатку, и взяв лопату пошли заниматься этой нелегкой задачей.

Как читатель наверное уже догадался, и здесь, на высоте 2650 метров везде лежал снег. Конечно, вокруг хижины он был раскопан, и имелись вытаявшие камни, но места под палатку там решительно не хватало. Мы решили ставиться на снегу. Выровняв площадку мы попробовали закрепить палатку посредством колышков, но это было не слишком легко. Короткие колышки плохо держали в снегу. Да и палатка не предназначена для зимы. Зимой обычно имеется большое количество лыж и палок, но в нашем случае их было всего две. Зарыв мои палки в снег, а также использовав лавинную лопату, старую деревянную ложку и несколько камней мы все же растянули полубочку достаточно неплохо. Снизу для изоляции подложили еще коврик а внутри палатки - пену. Наконец-то можно было заняться ужином.
Мы сходили в хижину и набрали воды. На ужин были бомж-пакеты с тушенкой из Carrefour. В принципе, на вкус оказалось ничего. Есть можно, хотя и не то, к чему мы привыкли в России. Затем мы выпили чаю и начали готовиться ко сну. Готовили мы, как и собирались в тамбуре, поэтому в палатке было относительно тепло. Правда смущал снег под нами. Ну да ладно. Толстая пена и спальники должны были не дать нам замерзнуть. Судя по стремительно затвердевавшему снегу, ночью температура должна была достигнуть нуля. Ну, спасибо хоть не минуса. Вообще, летом я никогда не одеваюсь тепло чтобы спать. Максимум - надеваю термобелье. Благо, мой спальник имеет температуру комфорта -2 C. Но, блин, несмотря на то, что в палатке явно был не минус, а ощутимый плюс, ночью у меня отчетливо мерзли ноги. И от шерстяных носков я бы не отказался.

Плюс ко всему, испытание палатки дождем никак не начиналось. Вопреки прогнозам стояла сухая и безветренная погода. Так, в ожидании дождя мы и заснули. Но он так и не пошел. Утром, как только солнце осветило палатку, температура начала расти. Мы постепенно просыпались, хотя вставать особо не хотелось. Тем не менее, часа через два моральной деградации мне удалось послать Рому за водой. Мы сделали на завтрак сублимированную французскую еду 2011 года и чай. Как ни странно, она не потеряла во вкусовых качествах (если они вообще были). Спагетти-болонэзе вполне узнавалось, но, конечно, с особым привкусом сублимата. Около половины одиннадцатого мы начали сворачивать палатку. Это кстати было непросто. Закопанные вчера в снег палки и колышки не хило вмерзли за ночь, так что их пришлось вырубать из снега ледорубом. Но мы кое-как справились.
Мы сложили рюкзаки, попрощались с Andrea, который тестировал антенну радио-релейной связи и медленно поползли назад. К счастью, до перевала нужно было набрать всего 150 метров. На часах было 11:20. Довольно скоро мы вышли на крутой снег, но с этой стороны он пожалуй был положе, чем с французской.

Интересно, что в снегу встречалось очень много насекомых, занесенных сюда попутным теплым ветром, но потом заснувших на снегу. В одном из прошлых походов Аничка даже нашла лесного клопа. Она отнесла его с ледника на травку, и отогревшись на ладони он радостно куда-то уполз. Нынешние насекомые гораздо меньше, и не отогреваются так быстро.

Где-то через час мы вышли к перевалу. Отсюда открывалась клевая панорама на французскую сторону. Переменная облачность добавляла драматизьма в это величественное зрелище.

В отличии от вчерашнего дня мы не были одиноки в этих горах. Какой-то скитурщик карабкался на Mont Clapier

(где мы бывали с друзьями несколько лет назад) и был чуть выше нас, другие два перца уже спускались, и стояли рядом с озерами, где мы думали вчера заночевать.

На соседнем снежнике горные козлы играли в слаломистов: они сначала разгонялись по снегу на попинсах, а потом резко тормозили копытами. В общем - жизнь бурлила. Спуск по снегу требовал меньше энергии, но больше уверенности в себе. По этому в крутых местах Рома шел достаточно медленно и осторожно. Один раз он даже споткнулся, и проехался на пузе метров 5-10 но быстро затормозил. Зато когда стало положе, бежал вниз по снегу как боевой шамуакс.
Спустившись к озеру мы решили перекусить остатками нашей еды. От приюта шли дифчонки в кроссовках. Видно было, что они не ожидали встретить столько снега в это время.

Мы же знали, что тут снег еще не кончается, и пока не меняли ботинки с фонариками на кроссовки. На плотине козлы как обычно лизали соль. Видимо то, что мы насыпали вчера пришлось им по вкусу.

Правда помеченного козла с бирками в ушах мы в этот раз не увидели. Зато людей на тропе было много. Все же суббота - это не пятница! Люди шли и туда и обратно. Мы встретили даже поляка с сэлфи-палкой (Как он сюда забрел? наверное из Татр). В общем - идти к парковке на было легко и не скушно. Когда кончился снех, мы наконец переодели тапки. После моих Asolo Granit, кроссовки практически не ощущаются на ногах, кажется что идешь по камням в носках.

К 17:20 мы были на парковке. Машин было много, но наш пыжык к счастью не заперли. Хотелось что-нибудь сточить, и мы съели на двоих банку французской тушенки, купленной в рамках подготовки к суровому и дальнему походу в июле. На самом деле, это даже не тушенка, а скорее консервированная ветчина.

Но естся все равно неплохо, особенно если завтракал семь часов назад. Я набрал большую бутылку горной воды чтобы пить дома, мы загрузились в машину и поехали.

Встречных было больше чем вчера, но по счастью мы разъезжались с ними в широких местах дороги. В общем - до Бельведера мы добрались без приключений, а тут и до дома подать рукой. Бедный Рома все же натер ногу, и даже думал, что не сможет порулять на машине. Но потом все таки смог. Так что от впадения Vesubie в Var я смог отдохнуть.
Что ж, подводя итог: палатку мы проверить толком не смогли, но хотя бы убедились в своей способности поставить ее на снегу. Проверка тушенки показала, что французские представления о том, какой она должна быть не совпадают с русскими. Ну ничего, у нас в запасе еще есть рюсски магазины. В остальном все прошло штатно. Рома потренировался ходить по снегу и уцелел. Горы ждут...
P.S. Остальные фото во Flickr.